Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииДокументыОснова становления системы ядерной безопасности

Основа становления системы ядерной безопасности

Можно со всей определенностью сказать, что трудное и, к сожалению, медленное развитие тенденции к сокращению ядерных вооружений вообще не имело бы место, если бы ДНЯО не обеспечил ограничение сферы "географического распространения" ядерного оружия.

Во-первых, Договор определил и в основном ограничил в своих рамках круг стран — обладателей ядерного оружия. Попытки отдельных членов ДНЯО изменить свой неядерный статус встречали адекватную реакцию и не приводили к желаемому для них результату.

В рамках Договора продолжал совершенствоваться реально действующий механизм МАГАТЭ по обеспечению международного контроля за соблюдением странами — членами ДНЯО своих обязательств по Договору. Это внесло существенный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Простое перечисление некоторых параметров контрольной деятельности Агентства подтверждает этот вывод. На конец 1994 года МАГАТЭ имело около 100 соглашений со странами-участницами о полномасштабных гарантиях и осуществило порядка 33 тысяч инспекционных визитов на более чем 500 ядерных объектов.

Во-вторых, механизм ДНЯО показал свою достаточную действенность и сравнительно высокую эффективность в экстремальных условиях распада одной из ядерных супердержав — СССР, когда помимо России появилось еще три государства — Украина, Казахстан и Белоруссия, — на территории которых находилось не только ядерное оружие, но и значительная часть уже действовавшей инфраструктуры, необходимой для его производства и испытаний. При объединенных усилиях (и в некоторых случаях под давлением) ядерных государств эти страны подписали в мае 1992 года Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1 и тем самым официально согласились ликвидировать ядерные арсеналы на своей территории и присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных государств.

"Ядерное будущее" Белоруссии, Казахстана и особенно Украины, где после становления суверенного государств появились и порой достигали немалого масштаба ядерные амбиции, стало серьезной проблемой и для России, и для США. Возможно, мотивы этого и несколько различались (для России это был в значительно большей степени, чем для США, вопрос собственной безопасности), но интересы двух самых сильных ядерных держав по поводу недопущения ядерного статуса этих бывших советских республик совпали. В результате Россия и США пошли на серьезные встречные шаги, стремясь как можно быстрее перевести в практическую плоскость процесс ликвидации ядерных вооружений, расположенных на территории этих государств. В частности, была найдена в целом неординарная формула — Трехстороннее российско-американо-украинское заявление, — позволяющая решить некоторые аспекты сложной проблемы ликвидации ядерного потенциала Украины. Одновременно страны — депозитарии ДНЯО согласились зафиксировать в форме меморандума гарантии безопасности Белоруссии, Казахстана и Украины в связи с обретением ими безъядерного статуса.

К настоящему моменту с территории Украины в Россию уже вывезено около 600 стратегических ядерных боезарядов. Их демонтаж на российских предприятиях осуществляется под контролем украинских представителей. Также успешно идет вывод ядерного оружия из Белоруссии и Казахстана. Планируется, что к концу 1996 года на территории этих стран не останется ни одного ядерного боезаряда.

Пример плодотворного сотрудничества двух самых крупных ядерных держав — США и России — в экстраординарных условиях, возникающих в связи с проблемами возможного распространения ядерного оружия, весьма поучителен и в том плане, что в таком случае решение достигается не помимо, а в рамках ДНЯО и с полным его соблюдением. Односторонние же действия, как будет показано далее, могут вести к другим последствиям.

В-третьих, ДНЯО, а главное достигнутые в его рамках результаты, в определенном смысле подтолкнули многие государства к укреплению режимов нераспространения ядерного оружия на региональном уровне. В период действия Договора был объявлен безъядерной зоной южнотихоокеанский регион (Договор Раротонга). Укрепляется режим нераспространения в Латинской Америке. Развитие сотрудничества между Аргентиной и Бразилией в области взаимного доверия и транспарентности ядерной деятельности ослабляет перспективу угрозы гонки ядерных вооружений на Латиноамериканском континенте. Безъядерная зона в Латинской Америке провозглашается Договором Тлателолко. Усилился режим нераспространения и в Африке, особенно после присоединения к ДНЯО Южно-Африканской Республики, которая предприняла добровольные шаги по демонтажу военного компонента своей ядерной программы под контролем МАГАТЭ. Это заложило основу создания безъядерной зоны на Африканском континенте.

Нужен ли всеобъемлющий ДНЯО тем, кто уже находится в "безъядерной" зоне? Это — не риторический вопрос. Бразилия, например, открыто заявляет, что ее участие в Договоре Тлателолко, в двусторонних соглашениях с Аргентиной, а также с МАГАТЭ делают ее вступление в ДНЯО ненужным.

Региональные безъядерные зоны имеют несомненное позитивное значение для укрепления режима нераспространения ядерного оружия, способствуют денуклеаризации отдельных районов земного шара и снижению опасности военных конфликтов с применением ядерного оружия. Вместе с тем они явно проигрывают в эффективности глобальному режиму на основе ДНЯО. Кроме недостатков, связанных с отсутствием эффективного контроля, неполным охватом стран региона и др., зональные режимы находятся в прямой зависимости от их признания или непризнания ядерными державами, что фактически оставляет им не более чем вспомогательную роль. Ярким примером является ситуация с Договором Раротонга, предусматривающим фактическое присоединение к нему ядерных держав, а его-то как раз и не наблюдается: только СССР и Китай официально подписали и ратифицировали соответствующие протоколы по данному Договору.

В-четвертых, философские и практические подходы, наработанные в рамках ДНЯО, оказали определенное нормативное воздействие также и на страны, пока отказывающиеся вступать в Договор, или на тех, кто захотел бы из него выйти. На Индостанском полуострове соглашение между неучастниками ДНЯО — Пакистаном и Индией — о ненападении на ядерные объекты друг друга и последующий обмен списками таких объектов во многом стал реальностью под влиянием Договора.

Усилиями международного сообщества удалось предотвратить выход КНДР из Договора и разрыв этим государством соглашения о гарантиях МАГАТЭ. Хотя КНДР и претендует на особый статус в Договоре, это не признано международным сообществом. По мнению экспертов СВР России, Пхеньян уже сделал шаг в нужном направлении, допустив инспекторов Агентства на все ранее заявленные ядерные объекты. Негативным аспектом двустороннего соглашения США — КНДР является появление проблемы "отсроченного выполнения обязательств" по гарантиям.

Успехом противодействия попыткам отдельных государств тайно создать арсеналы оружия массового уничтожения можно считать комплекс мер, предпринятых на международном уровне, по выявлению и ликвидации потенциала ОМУ Ирака. Первый в этой области положительный опыт совместных усилий, без сомнения, уже сам по себе служит сдерживающим фактором для тех стран, которые, игнорируя озабоченность мирового сообщества, могут попытаться секретно работать над созданием или совершенствованием потенциала ОМУ.

Обобщая имеющиеся данные, специалисты СВР России пришли к выводу, что в случае отсутствия ДНЯО число стран, обладающих ядерным оружием, в середине 90-х годов было бы значительно большим.

В-пятых, Договор, как и было предусмотрено, создал солидную, хотя и требующую многих доработок, основу для всестороннего сотрудничества в области мирного применения атомной энергии. Более 50 неядерных государств при технической поддержке или прямой помощи ядерных держав и других индустриальных стран получили возможность развивать свою собственную гражданскую атомную энергетику.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой