Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИРАЗВЕДКА: ВСЕ ПРАВДА, КРОМЕ МЕТЕОСВОДОК

РАЗВЕДКА: ВСЕ ПРАВДА, КРОМЕ МЕТЕОСВОДОК

14 Июня 2006

Ирина КУТИНА. 

Есть круг тем, в которых каждый считает себя экспертом, порой без малейших к тому оснований: воспитание детей, медицина, дипломатия, политика, война — каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны, сказал поэт. 

К этим темам относится и разведка. В литературе о ней всех привлекает крутая интрига, острый сюжет, загадки и тайны. Однако разброс мнений необычайно широк. Одни, говоря о разведчиках, называют их "рыцарями плаща и кинжала", шпионами, безнравственными авантюристами, несущими зло и разрушение, порой меж тем путая разведчиков с банальными стукачами. Другие же восхищаются "бойцами невидимого фронта", их героикой и романтикой. 

В советские времена надежность и порядочность человека определялась своеобразной формулой — "я бы пошел с ним в разведку". Краткая, но исчерпывающая положительная характеристика. Однако с распадом СССР формула из употребления вышла и стал дебатироваться вопрос об отказе от ведения разведки на том основании, что окончание "холодной войны" приблизило мир к эпохе "цивилизованных отношений". 

Чтобы рассмотреть проблему без вранья и прикрас, познакомить широкий круг читателей с реальной стороной работы российских разведчиков, Служба внешней разведки (СВР) решила предпринять шеститомное издание "Очерков истории российской внешней разведки". Подготовительный этап работы занял около двух лет. В 1996 году издательство "Международные отношения" выпустило в свет два первых тома. А 6-й, заключительный, — сегодняшняя книжная новинка. И это хороший повод для того, чтобы поговорить о шеститомнике в целом. 

Он охватывает огромный временной период — от начала становления Российского государства до наших дней. Тон всего издания определен предисловием к первому тому. Его автор (он же, как известно, был инициатором создания "Очерков") — тогдашний директор СВР академик Е. М. Примаков аргументированно и весомо рассказывает о том, что разведка — необходимый механизм, решающий важнейшие государственные задачи, подробно объясняет, почему в постсоветскую эпоху проведена деполитизация, деидеологизация внешней разведки, подчеркивает необходимость приверженности разведчиков демократическим ценностям и верности закону, четко очерчивает главные направления работы разведки. Мы узнаем о том, что с июля 1992 года российская разведка работает на правовой основе, зафиксированной в Законе "О внешней разведке", в "Положении об СВР", утвержденном Президентом России. 

Хотя предназначение разведки — раскрывать не свои, а чужие тайны, конспирация и гласность могут быть совместимы, подчеркнул Примаков. Не обошел он молчанием болезненные темы предательства, репрессий, что получило развитие в последующих "Очерках". 

Главными редакторами издания были директора СВР Е. М. Примаков (т. 1 — 3), В. И. Трубников (т. 4), С. Н. Лебедев (т. 5, 6), а авторами — профессионалы-разведчики. 

В 1-м томе читатель находит исторический экскурс от древнейших времен до 1917 года. 

2-й том (1917 — 1933 гг.) освещает становление и укрепление советской внешней разведки как части политической системы качественно иного, чем дореволюционная Россия, государства. Однако приоритетные задачи и направления деятельности российской внешней разведки — охрана национальных интересов, авторитета и могущества страны — новой службой сохраняются. Помимо рассказа — называю, разумеется, далеко не всех — об "Адъютанте Его Превосходительства" Павле Макарове, операции "Трест", начальниках Иностранного отдела (ИНО — так в те годы называлась внешняя разведка) Я. Х. Давтяне, М. А. Трилиссере, А. Х. Артузове, внимание читателя, несомненно, привлекут сведения об участниках антифашистского Сопротивления во Франции Анатолии Левицком, княгине Тамаре Волконской, погибшей в концлагере поэтессе Е. Ю. Караваевой (мать Мария), Борисе Вильде и казненной фашистами княгине Вере Оболенской. 

3-й том (1933 — 1941 гг.) посвящен времени, когда во главе угла деятельности разведки стояли два фактора: угроза мировой войны и стремление ее предотвратить, реализуя принцип коллективной безопасности. В этот период в советской разведке действуют плеяда "великих нелегалов" и "кембриджская пятерка", устраняется Лев Троцкий, создается "Красная капелла", начинается погоня за атомными секретами, проводится целый ряд необыкновенно дерзких операций, разработка и осуществление которых высоко оцениваются по сей день, несмотря на то, что изменились политические, идеологические приоритеты и общество живет теперь по другим морально-этическим законам. 

Наряду с успехами именно в те годы разведчики познали и подлость, горечь предательства вчерашних коллег, а самое страшное — на разведку обрушились чудовищные политические репрессии. Разведчиков истребляли так лихо, что в некоторых загранрезидентурах не осталось ни одного сотрудника. Дело дошло до того, что в 1938 году в течение 127 дней из-за границы вообще не поступало развединформации, и это практически накануне мировой катастрофы! 

Те, кто интересуется вопросами возвращения в научный и культурный оборот имен безвинно репрессированных и вычеркнутых из жизни тоталитарным режимом людей, найдут в 3-м томе немало поучительного. Ведь разведка, не являясь правоохранительным органом, меньше других повинна в произошедших трагических событиях. Но в силу наибольших, чем другие структуры, связей с зарубежными странами, а также потому, что она вобрала в себя элиту Вооруженных сил, разведка жестоко пострадала от "большого террора". Огромное число разведчиков было расстреляно. Долг живущих — сберечь их посмертную славу, потому что каждый, о ком рассказано в 3-м томе, будь его имя на слуху, впервые рассекречено или обозначено лишь служебным псевдонимом, профессионал высокого класса и выдающаяся личность, положившая жизнь свою на алтарь служения Отечеству. 

4-й том (1941 — 1945 гг.) — это советская разведка в годы Великой Отечественной войны. За подвиги в борьбе с врагом девять разведчиков удостоены звания Героя Советского Союза, многие сотрудники награждены боевыми орденами и медалями. Хотя этот период нашел наибольшее отражение в литературе и историографии, в "Очерках" о нем — множество недавно рассекреченных материалов. 

Знаменитая Курская битва. Эта поворотная в истории Великой Отечественной операция оказалась успешной потому, что при ее проведении в полном объеме были использованы сведения, добытые разведкой, причем не только на территории СССР, но и в далекой Великобритании. 

5-й том посвящен 1945 — 1965 годам — периоду от окончания Второй мировой войны до Карибского кризиса, после которого в международных отношениях наступила некоторая разрядка. Время раскола мира на военно-политические блоки и окружение СССР сетью военных баз (на многих из них было размещено ядерное оружие); отхода бывших союзников от прежних договоренностей; распада колониальной системы и борьбы колониальных держав за сохранение своих позиций в бывших владениях, в том числе и военными методами; война в Корее, Берлинский и Суэцкий кризисы; обострение ситуации на Ближнем Востоке; поставившая мир на грань ядерной катастрофы агрессия против Кубы; "холодная война" с ее непримиримой конфронтацией, обусловленной коренным различием геополитических интересов и подходов к послевоенному мироустройству. Новое направление в деятельности внешней разведки в эти годы — сотрудничество с разведками стран социалистического содружества. 

Несомненное достоинство "Очерков" — то, что их авторы скрупулезно точно и четко рисуют политическую обстановку в стране и мире. На мой взгляд, здесь это сделано доходчивее и профессиональнее, чем в учебных школьных и даже вузовских пособиях по истории XX века, что позволяет рекомендовать внимательно их проштудировать старшеклассникам, студентам, всем ревнителям отечественной истории. 

О пяти томах, вышедших в течение десятилетия, рассказано с утилитарной целью: издательство "Международные отношения" периодически производило дополнительную допечатку тиражей, так что остается еще надежда приобрести недостающие или чем-то заинтересовавшие читателя тома, хотя для этого потребуются определенные усилия. 

Недавно вышедший из печати 6-й том посвящен 1966 — 2005 годам, т. е. разгару "холодной войны", распаду государства, занимавшего одну шестую земной тверди, новым задачам, стоящим перед разведкой в наши дни. Как признаются члены авторского коллектива "Очерков", работать над заключительным томом пришлось с большой осторожностью и деликатностью. 

Разведки всего мира свято оберегают свои тайны, чтобы не нанести ущерба интересам своего государства и чтобы оберечь от расшифровки собственный кадровый состав и агентуру. Имена успешных разведчиков становятся достоянием гласности много позже срока, отмеренного им на земную жизнь. Чтобы стало понятнее, расскажу одну ходящую в этой среде байку. Энное количество лет назад, когда в узком профессиональном кругу отмечался выход книги генерал-лейтенанта СВР В. А. Кирпиченко "Разведка: лица и личности", один из присутствовавших на этой встрече попросил поднять бокалы за него и тех коллег, имена которых не смог назвать в своей книге Вадим Алексеевич: дескать, мы так хорошо работали, что сумели остаться неизвестными... 

Каждый, кто хотя бы бегло ознакомился с содержанием предыдущих томов, утвердится во мнении, что вопрос о том, нужна ли разведка в современном мире, чисто риторический. Ни одно государство своих разведслужб не ликвидировало. И наша разведка, вся ее деятельность, характер решаемых ею задач, ее информационно-аналитическая работа остается непреложным инструментом обеспечения национальной безопасности страны, защиты ее жизненных интересов на международной арене. В 6-м томе сделан анализ шагов и действий, предпринятых противниками советской политической, социальной и экономической системы с целью ее уничтожения, отмечена неспособность бывшего высшего политического руководства своевременно оценивать происходящие в мире и стране изменения и принимать по ним адекватные решения. 

Были ли у разведки достижения в этот период? Парадоксально, но факт: об успехах разведки косвенно можно судить по неудачам, провалам ее агентуры. В течение ряда лет в зарубежной прессе, в первую очередь американской, муссировались имена бывших источников советской разведки, которые работали в ЦРУ, ФБР, американском Агентстве национальной безопасности, шифровальных службах военно-морского флота США. СВР оставляет за собой право не комментировать эти сообщения прессы, но предлагает читателям сделать самостоятельные выводы о том, хорошо или плохо работала разведка, которой удавалось проникать на такие серьезные объекты противника. 

На мой взгляд, 6-й том особенно интересен рассказом о перестройке работы разведки в свете новых политических реалий. Окончание "холодной войны" и возникновение однополюсного (или однополярного) мира не сузило, а, напротив, расширило спектр угроз национальным интересам и безопасности России. Одними странами вынашиваются планы внедрения на постсоветское пространство, другими раздуваются территориальные споры. Появились новые элементы, новые составляющие опасности: международный терроризм, агрессивный национализм, религиозный фанатизм, организованная преступность, наркобизнес. В новых условиях появились контракты и взаимодействие со спецслужбами различных стран, в том числе и входящих в НАТО. 

Мне кажется, должен обратить на себя внимание очерк "Уроки аварии на Чернобыльской АЭС". Описанная в нем операция научно-технической разведки под категорию разведывательных не подходит, но освещает возможности использования развединформации в сложнейшей работе по ликвидации ужасной техногенной катастрофы. 

Для исследователей и историков разведки удобен сквозной, на все шесть томов, именной указатель, сведения о наградах разведки и опубликованный в качестве приложения Федеральный закон "О внешней разведке", принятый Госдумой 8.12.1995 г. и действующий по сей день. Именно этот закон, впервые, как уже говорилось, принятый в 1992 году, оберегает разведслужбу от прежде навязываемых ей операций с использованием ледорубов и "уколов зонтиками". 

По сравнению с предыдущими томами в 6-м раскрывается наименьшее количество новых имен. Причины этого понятны. Уже упоминавшийся В. А. Кирпиченко, автор и бессменный заместитель главных редакторов "Очерков", до выхода последнего тома, увы, не доживший, говаривал, что все, рассказанное в шеститомнике, правда, хоть и с купюрами. Не отслеживалась только точность прогнозов погоды, метеосводок... 

Не могу не отметить, что "Очерки" написаны скупым, но внятным и правильным русским языком, что нынче не всегда встречается и в художественной литературе. Авторы умело владеют писательскими приемами. С какой блистательной самоиронией описана, к примеру, история нелегалов Филоненко ("Радистка Кэт из Подмосковья"): возвращаясь на Родину из длительной загранкомандировки, супруги везут с собой чемодан денег — взносы, которые в Москве надо сдать в партийную кассу! 

В издании такого характера, каким задумывались "Очерки истории российской внешней разведки", невозможно было всесторонне, в полном объеме рассказать о каждом упомянутом разведчике. Но скупые упоминания дали возможность для обширных исследований. 

Так, в 4-м томе "Очерков" упоминается разведчик Михаил Матвеевич Батурин, в 1940-е годы работавший в Стамбуле. Тогда его имя было только что рассекречено. С помощью разведчиков его сыну, Герою России космонавту Юрию Батурину удалось реконструировать судьбу отца и написать об этом книгу. Она вышла в серии "Дело №..." под названием "Досье разведчика (совместное издание "Молодой гвардии" и "Новой газеты", М., 2005). 

Скупой шестистраничный очерк из 3-го тома "Начало боевого пути Макса" стал отправной точкой для вышедшей в серии "Жизнь замечательных людей" издательства "Молодая гвардия" чрезвычайно интересной книги Нила Никандрова "Григулевич. Разведчик, "которому везло". 

Примеры эти далеко не единственные. Думается, то, что такая работа инициируется "Очерками", — их несомненное и главное достоинство. 

Презентуя заключительный том, представители издательства "Международные отношения" говорили о своей готовности продолжить работу по этой тематике. В какой форме это удастся осуществить — вопрос, который требует осмысления. Но то, что страна должна знать и помнить своих героев, пусть и по истечении срока давности, предписываемого правилами конспирации, — несомненно.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой