Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИУспех в разведке достигается долгой, тяжёлой и напряжённой работой профессионалов

Успех в разведке достигается долгой, тяжёлой и напряжённой работой профессионалов

25 Мая 2018

Николай Пальчиков

Московское издательство «Международные отношения» выпустило книгу ветерана внешней разведки Георгия Санникова «Их закалила война…». Это документальная повесть о двух подростках, которые несовершеннолетними попали на фронты Великой Отечественной войны, – Виталии Короткове и Фёдоре Хилько. Со временем им было суждено стать сотрудниками внешней разведки. В книге рассказывается не только об этих замечательных людях, но и об их учителях и наставниках, друзьях и учениках и, конечно, об их работе, наполненной необыкновенными событиями.

На презентации документальной повести, прошедшей на днях в Москве, автор – близкий друг и коллега героев книги, разведчик, который сам долгие годы служил Отечеству за рубежом, – ответил и на несколько вопросов «Красной звезды».

– Герои моей книги – люди необычной судьбы. Дороги жизни этих подростков военной поры оказались настолько схожими, что многие совпадения казались мне иногда мистическими. Первый – Фёдор Ильич Хилько – стал солдатом в сентябре 1941-го, приняв присягу и первый бой на юге родной ему Украины в мальчишеские шестнадцать. Второй – Виталий Викторович Коротков – моложе его на два года. Он стал бойцом Красной Армии, приняв в пятнадцать с половиной лет присягу и боевое крещение в июне 1943-го в самом высоком звании той смертельно роковой для нашей Родины поры – красноармеец. Он оказался в горниле самого масштабного танкового сражения на Курской дуге, 75-летие которого мы отметим в этом июле.

С позиции нынешнего дня трудно представить, что пришлось пережить этим пацанам. Но оба выжили в самой страшной из всех войн человечества. Фёдор Ильич давно ушёл из жизни, навсегда оставшись в памяти нашей Службы и друзей…

– А Виталий Викторович?

– Виталий Викторович Коротков жив и сегодня, радуя долголетием Службу и соратников. С ним я познакомился в Германии. Со временем мы стали близки друг другу духовно и по-человечески. А с Фёдором Ильичом я познакомился в Киеве, во время перерыва между длительными загранкомандировками, работая в подразделении по подбору и подготовке кандидатов для работы в особых условиях, то есть будущих разведчиков-нелегалов. В момент распада страны – в трагическом 1991-м – он не изменил своим идеологическим ориентирам и жизненным принципам, но в силу семейных обстоятельств, несмотря на предложение Москвы о переезде, решил остаться в Киеве.

Тогда всех нас не покидала надежда, что обособление двух соседних союзных республик – это лишь досадная временная размолвка и самой многовековой общей судьбой наши братские народы обречены, в хорошем смысле этого слова, идти вместе одной исторической дорогой. Поэтому Фёдор Ильич за несколько последних лет своей жизни внёс, насколько я знаю, немалый вклад в становление разведки на новой Украине в начале 1990-х годов и среди сотрудников всех уровней, включая высшее руководство, пользовался непререкаемым авторитетом и почитанием.

– Что же они раскрыли его вопреки всем канонам разведки?

– Увы… Вы верно заметили, что по существующим и строго соблюдаемым канонам нелегальной разведки – и не только у нас – данные о разведчиках-нелегалах никогда не предаются гласности и становятся известными только в случае предательства. Но в службе безопасности Украины произошло необъяснимое, если оценивать её действия с профессиональных позиций. Видно, окутавший страну коричнево-блакитный туман одурманил значительную часть населения. Не исключением явились и некоторые сотрудники службы безопасности Украины. По инициативе одного из них – не буду называет его фамилию, чтобы не популяризировать, – СБУ спустя пару лет после смерти Фёдора Ильича (он умер в июне 1999-го) не только раскрыла сам факт его работы в особых условиях за границей, но «запустила» в Интернет практически все детали его боевой биографии и жизни под видом благополучного и симпатичного немца, сделавшего блистательную карьеру. Представляю, сколько людей в Германии (и не только там) пострадало от этого предательства. По сути, было совершено преступление…

– Ваша книга – документальная повесть, значит, какую-то информацию вы тоже раскрываете…

– Описание жизненного пути моих героев, особенно фронтового периода, основывается на имеющихся в моём распоряжении документальных свидетельствах. Многое, разумеется, остаётся за кадром, так как я не имею права нарушать соответствующие правила. Но уверен, что придёт диктуемое жизнью время и запреты будут сняты. Нам же следует передать право раскрытия секретов достойным того потомкам. Я постарался в максимальном объёме описать мои ощущения от долгой совместной работы с нашими героями на германском направлении. Не скрою, я благодарен судьбе, которая свела меня с почитаемыми мною героями книги.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой