Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИ«Для нашей ориентировки просим сообщить…»

«Для нашей ориентировки просим сообщить…»

Журнал «Гражданская защита», 9 Октября

Александр Белов

Первая советская атомная бомба РДС-1Первая советская атомная бомба РДС-1

В октябре 2025 года исполняется 100 лет со дня создания научно-технической разведки (НТР) нашей страны.   26 октября 1925 года председатель Высшего совета народного хозяйства СССР Ф.Э. Дзержинский направил руководству Иностранного отдела ОГПУ служебную записку с предложением организовать научно-техническую разведку (НТР). Обосновывалось это тем, что стратегическая задача получения зарубежной, тщательно скрываемой от нас информации о новейших научно-технических достижениях, передовом технологическом оборудовании и перспективной военной технике может быть решена только специальными методами обладающим особой профессиональной подготовкой кадровым составом внешней разведки.

В этот период страны Запада принимали активные меры по всесторонней международной изоляции нашей страны, в том числе и научной. Поэтому разведке, с учетом предмета ее компетенции, было поручено добывание самой передовой научно-технической информации, обеспечивающей доступ отечественных ученых к актуальным научным открытиям и перспективным исследованиям.

В начале 30-х годов получение секретных научно-технических сведений позволило не только сохранить, но и открыть практически всем научно-исследовательским школам страны и советским ученым с мировым именем новые возможности для развития. Опираясь на добытую НТР информацию, отечественная наука смогла предложить стране целый набор оригинальных решений, что позволило СССР в кратчайшие сроки восстановить разрушенную производственную базу и приступить к индустриализации страны.

С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года Государственный комитет обороны поставил перед внешней разведкой задачу по добыванию информации о военной технике и технологиях военного производства, создаваемых с использованием новейших научно-технических достижений, а также о перспективах теоретических и экспериментальных исследований в наиболее важных областях науки и техники.

Подлинным триумфом научно-технического направления отечественной разведки считается операция по добыванию информации о создании атомного оружия в США и Великобритании, получившая кодовое название «Энормоз» (англ. Enormous — «чудовищный»).

Ещё осенью 1940 года в резидентуры советской внешней разведки в США, Великобритании и странах Скандинавии ушла ориентировка, в которой ставилась задача выявить всю информацию о создании «урановой бомбы». Инициатором этой директивы был начальник НТР, инженер-химик Леонид Романович Квасников, в то время единственный на всю разведку человек, знакомый с основами ядерной физики.

Проведение в СССР работ по делению атомного ядра и их возможное военное применение опиралось на солидный теоретический фундамент и высокий уровень исследований отечественных ученых, однако в вероятность создания атомной бомбы в обозримом будущем тогда еще мало кто верил. Но 25 сентября 1941 года член легендарной «Кембриджской пятерки» Джон Кернкросс (псевдоним «Лист») передал материалы состоявшегося совещания английского Комитета по урану о работах по созданию атомного оружия. Кернкросс был личным секретарем лорда Мориса Хэнки, занимавшего пост председателя Британского комитета по науке и министра без портфеля «военного кабинета».

В этот период в лондонской резидентуре трудился будущий легендарный «атомный разведчик» Владимир Борисович Барковский, который сумел оценить важность информации о возможности создания никому еще не ведомого оружия страшной разрушительной силы. Это были первые документальные материалы о работах по использованию атомной энергии в военных целях. В июне 1943 года решением ГКО внешней разведке отводилась роль головной организации в области получения разведывательной информации по проблеме создания атомного оружия.

Об эффективности работы советской разведки говорит тот факт, что уже через 12 дней после окончания сборки первой атомной бомбы в США описание её устройства было получено в Москве. В 1945 году пришли подробнейшие документы о характеристиках испытательного взрыва, о методах постановки атомной бомбы на боевой взвод, а также доклад об электромагнитном методе разделения изотопов урана.

Можно сказать, что разработка атомной бомбы в СССР стала реальностью благодаря совместным усилиям ученых-ядерщиков, производственников и разведчиков. В результате их героической работы первое испытание советской атомной бомбы состоялось на полигоне в Семипалатинске 29 августа 1949 года. Так была устранена монополия США. Появление у Советского Союза ядерного оружия усилило оборонительный потенциал страны и привело к образованию паритета атомных вооружений. Это имело также большое научно-техническое значение с точки зрения развития ядерной физики и атомной промышленности.

Академик А. Иоффе отмечал, что получаемые данные «на много месяцев сокращали объем работ и облегчали выбор направлений, освобождали от длительных поисков. Я не встречал ни одного ложного указания». Считается, что разведка помогла сократить сроки создания атомной бомбы на 5−6 лет. К тому же советские спецслужбы тайно вывезли из Германии несколько сотен тонн металлического урана.

Этапной вехой можно считать сведения разведки о плутонии. В 1943 году И. Курчатов писал, что «в нашей стране собственных работ по изучению плутония не проводилось… Поэтому информация о работе с этим элементом имеет весьма важное значение».

После испытаний советской атомной бомбы в 1949 году большая группа её создателей была отмечена государственными наградами. Мы всегда будем помнить славную плеяду разведчиков, внесших неоценимый вклад в создание отечественного атомного оружия. Особое место в ней принадлежит Героям России Квасникову Леониду Романовичу, Барковскому Владимиру Борисовичу, Яцкову Анатолию Антоновичу, Феклисову Александру Семеновичу, Моррису и Леонтине Коэн.

Не менее важным направлением работы было получение информации о средствах доставки ядерного оружия. В США это был стратегический бомбардировщик В-29, который являлся для того времени совершенно новым словом в авиации. Именно с самолетов В-29 были сброшены первые атомные бомбы, а с приходом в Белый дом администрации президента Гарри Трумэна возникла угроза их применения против СССР.

В 1944 году несколько В-29, осуществлявших налеты на японские войска в Маньчжурии, после получения повреждений от огня японской ПВО, совершили вынужденную посадку на советских аэродромах. Согласно советско-японскому договору о нейтралитете, бомбардировщики и экипажи самолетов были интернированы. В 1945 году КБ А.Н.Туполева получило правительственное задание в максимально короткие сроки скопировать В-29.

Но организация производства была невозможна без наличия соответствующей технической документации. Научно-техническая разведка внесла решающий вклад в получение образцов и полной технической документации на В-29, которые позволили уже в 1947 году создать его отечественный аналог ТУ-4, способный нанести ответный ядерный удар по территории США. Об исключительном значении операции красноречиво говорит тот факт, что Министерство авиационной промышленности сообщило внешней разведке о готовности поддержать любое ходатайство о правительственных наградах отличившимся разведчикам.

Следует отметить, что уже 1945 году отечественная разведка доложила руководству страны о необходимости проведения работ по использованию атомной энергии в мирных целях! Накопленные нашими учеными и конструкторами знания и опыт позволили сделать вывод о необходимости строительства первой в мире АЭС. Известно, что 27 июня 1954 года Обнинская станция была введена в эксплуатацию. А в декабре 1959 года был спущен на воду первый атомный ледокол.

Еще одним достижением советской научно-технической разведки в годы Великой Отечественной войны стало получение данных, нужных для начала производства в СССР пенициллина. Антибиотик был критически важен для спасения раненых бойцов.

Легендарный советский разведчик Семен Семенов в годы войны смог добыть несколько образцов штаммов очищенного американского пенициллина. В результате уже в 1943 году в СССР началось массовое производство первого отечественного препарата пенициллина под названием "Крустозин". Причем его эффективность оказалась выше, чем у зарубежных аналогов. В результате широкого применения препарата смертность раненых и больных в Красной армии снизилась на 80 процентов, также врачам удалось на четверть уменьшить число ампутаций.

Другим выдающимся достижением НТР в военные годы было освещение проблем радиолокации, расширившей боевые возможности всех родов войск. Разведка добыла много сведений по теории радиолокационных устройств, о схемных решениях и элементной базе, инструкции по использованию и наладке радиолокаторов для авиации, ПВО и ВМФ.

С наступлением периода «холодной войны» основные усилия научно-технической разведки были направлены на обеспечение национальной и международной безопасности на основе ракетно-ядерного паритета с США, передового развития всех видов вооружения и военной техники. Добытые НТР данные в таких важных для СССР областях науки и техники, как атомная энергия, авиация, реактивная техника, радиолокация, химическое и бактериологическое оружие, нефтепереработка, производство высококачественных горюче-смазочных материалов, синтетических каучуков и других материалов, существенно помогли отечественной науке и технике сберечь время и средства при ликвидации отставания от капиталистических стран и выйти на передовые рубежи.

Необходимо отметить роль НТР в области новейших медицинских разработок. Когда возникла опасность пандемии «чумы XX века» – СПИДа, США и их союзники, пользуясь необычностью и неизвестностью болезни, попытались ввести в заблуждение не только широкую общественность, но и международное медицинское сообщество относительно происхождения СПИДа, намекая на якобы ведущиеся в СССР бактериологические разработки.

Руководство нашей страны поставило перед НТР задачу в кратчайшие сроки обеспечить получение информации об основных мировых исследованиях в данной области медицины. В результате операции НТР были получены самые достоверные сведения о проводимых исследованиях проблемы, разработке методик и препаратов для диагностики заболевания. СССР встал в передовые ряды общей борьбы со СПИДом.

Здравоохранение всегда было, есть и будет приоритетным направлением деятельности НТР. Уже в XXI веке НТР приняла самое непосредственное участие в разработке отечественных средств профилактики и лечения коронавирусной инфекции.

В настоящее время НТР СВР России помогает успешному решению сложных задач по обеспечению научно-технической и технологической составляющей национальной безопасности, нацелена на укрепление потенциала, гарантирующего независимость России в создании и внедрении критических передовых технологий (как военных, так и гражданских). НТР противодействует внешним угрозам подрыва сохраняемого со времен СССР стратегического лидерства России в таких областях научно-технических знаний, как авиация, ракетная и космическая техника, ядерная энергетика, судостроение, специальная металлургия и энергетическое машиностроение.

Редакция журнала «Гражданская защита» выражает благодарность Пресс-бюро Службы внешней разведки Российской Федерации.

Автор: Александр Белов
Источник: журнал «Гражданская защита»
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой