Код операции — "Тарантелла"

5 Апреля 0007

Матвей СОТНИКОВ. 

Служба внешней разведки Российской Федерации рассекретила сенсационные документы о двойном агенте Богомольце, служившем в британской разведке Secret Intelligence под кодовым именем "Бритт", который передавал в Москву ценнейшие данные

"Он осознал бессмысленность борьбы против своей Родины и предложил услуги советской разведке", - было лаконично сказано в пресс-бюро российской СВР. Хотя на самом деле не все было так однозначно. Долгое время Богомолец, находившийся в оперативной разработке, и не подозревал о той роли, которую он играет. 

Направляемая по линии Богомольца информация считалась настолько важной, что по "высшей разметке" передавалась лично Сталину и Молотову. И все это время англичане были вполне искренне уверены, что получают надежную информацию из министерств и ведомств Союза. 

На самом же деле Москва контролировала все устремления одного из главных специалистов SIS по Советскому Союзу полковника Гибсона. До самой его смерти в 1960 году Гибсон находился "под колпаком" советской разведки благодаря агенту "Бритту". 

А началось все с того, что кадрового советского разведчика Лаго удалось "подставить" Богомольца, который до начала Второй мировой войны успел поработать на несколько европейских "контор". Борис Лаго и Виктор Богомолец служили еще в белой контрразведке во время Гражданской войны. 

После эвакуации белогвардейской армии из Крыма в Турцию SIS проявляла повышенный интерес к эмигрантам. Причем добилась немалых успехов в вербовочной работе, учредив даже специальный институт помощников для своих резидентов. Одним из таких помощников и стал Виктор Богомолец. 

С территории Румынии и Польши бывший офицер контрразведки Деникина должен был выходить на источники информации в советских верхах, используя для этого представителей русской эмиграции. Позднее хозяева перебросили его в Германию, а затем — во Францию. Чтобы вскрыть эти каналы связи британской разведки со своей агентурой в Советской России, была начата операция под кодовым наименованием "Тарантелла". Однако она существенным образом превзошла свой первоначальный замысел. 

Когда СВР исполнилось 80 лет, служба рассекретила материалы по "Тарантелле". Было рассказано, что проходила она в 1930-е годы и была инициирована начальником Иностранного отдела ОГПУ Артуром Артузовым. Цель — пресечь и блокировать деятельность английской агентуры из числа выходцев из эмигрантской среды на территории СССР, выявить резидентуру британских спецслужб в приграничных государствах, ее связи и курьеров. 

Несколько слов о Борисе Лаго. Он инициативно предложил свои услуги ОГПУ. Причем до сих пор считается одной из заметных фигур русского зарубежья. Активный участник группы "Борьба", Лаго выступал с резкими материалами разоблачительного характера о деятельности ОГПУ в Западной Европе. Однако все это осуществлялось в целях прикрытия его настоящей работы. 

Лаго смог убедить Богомольца, а через него и британскую разведку в том, что в Московском комитете РКП(б), Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) и авиационном институте ЦАГИ созданы агентурные позиции и, стало быть, есть возможность получать уникальную информацию о положении дел в "Совдепии". 

Так начался один из самых ярких этапов операции "Тарантелла". Информацию об устремлениях англичан на Лубянке получали практически из первых рук. "Созданная агентура" работала под чутким контролем ОГПУ. Хотя в самой Британии ее деятельность всегда заслуживала высокую оценку и не вызывала ни малейших подозрений. 

Через этот канал Лондон снабжался "направленной" информацией касательно положения дел в стратегических сферах: внешнеполитической, экономической и военно-технической. Эти сведения, впрочем, не всегда являлись заведомой "липой", так как одна из целей операции заключалась в вовлечении Великобритании "в более тесное экономическое сотрудничество с СССР" и поиске "договоренностей по обеспечению коллективной безопасности с участием других стран". 

В донесениях затрагивались вопросы "кремлевской кухни", ситуация в экономике и отдельных отраслей народного хозяйства, а также внешнеполитического курса Советской России. В структуре ОГПУ было даже создано специальное бюро, предназначенное для передачи первым лицам других государств и в иностранную печать материалов для "содействия в решении актуальных для СССР задач". 

"Направляемая информация позволяла корректировать политическое мнение руководства Великобритании в том направлении, что власть в СССР сильна и что делать ставку на белоэмигрантские круги и оппозицию внутри страны бесперспективно. Насколько мы можем судить, во многом благодаря "Тарантелле" сразу после начала восточной кампании Германии британцы объявили себя союзниками Москвы", — считает заместитель Института проблем терроризма и локальных конфликтов Андрей Миронов. 

В ходе операции через тандем Богомлец — Лаго в Москве получили сведения, добытые польскими и румынскими спецслужбами. За счет этой информации был сделан вывод о степени осведомленности западных разведок относительно боеготовности Вооруженных сил Советского Союза. Также были перекрыты каналы утечки секретных данных за кордон. 

Помимо этого Иностранный отдел ОГПУ получил сведения, касающиеся перевооружения вермахта, в частности о начале массового выпуска бомбардировщиков и истребителей. Было добыто резюме доклада о разработках японского генерального штаба на случай войны с СССР — оно в полном объеме легло на стол Сталину. 

Когда Лаго попал под каток репрессий в конце 30-х годов, связь с Богомольцем не прервалась. В 1945 году, когда по заданию своей конторы он находился в Египте, где у него обострились отношения с куратором Ми-6, с ним по заданию Центра была проведена встреча, по ходу которой предложено начать работу на СССР. На что был получен утвердительный ответ. Так, собственно, в каирской резидентуре и появился ценный агент "Бритт". 

По материалам о деятельности Виктора Богомольца генерал-майор СВР Лев Соцков написал книгу "Код операции - "Тарантелла". При ее написании автор использовал оперативную переписку Центра и резидентур, информационные сообщения политическому руководству страны, переводы документов иностранных спецслужб, а также фотоматериалы из архивных дел. Книга готовится к выходу в свет в издательстве "Молодая гвардия". 

Англичане так и не смогли разоблачить "крота". Ему вполне доверяли и считали очень надежным источником информации. Даже сейчас дело Богомольца в британской разведке остается под грифом "Секретно". Скорее всего, эти документы будут недоступны для публики еще долгие годы. Это понятно — какая спецслужба будет публично признавать свои поражения, тем более столь болезненные и масштабные.

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой