Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИСекретное хобби тайного агента

Секретное хобби тайного агента

23 Февраля 2008
Илья БУХТУЕВ, Сергей ЧЕРКАСОВ, Михаил ТИХОНОВ

Бывший сотрудник внешней разведки всерьез увлекся рисованием. До недавнего времени увлечение ветерана считалось государственной тайной. Ведь на его картинах изображены коллеги из секретных служб.

От карандашного наброска до того времени, когда портрет окажется на стене, проходит минимум месяца три. На Гагарина в свое время он потратил целых полгода.

Павел Громушкин, художник, ветеран внешней разведки: "у Гагарина была травма на правом глазу. Он с балкона прыгал где-то на даче, упал и разбил себе. Очень трудно вот этот глаз правый его рисовать".

Зато космонавтам настолько понравился портрет, что они забрали его с собой в космос. Рисунок до сих пор на МКС. Павел Громушкин никогда не рисовал с натуры, потому что ему не позволяла основная работа. Он пользовался фотокарточками.

Лет 20 назад они и представить не могли, что смогут встретиться в открытую с телекамерами и микрофонами в центре Москвы. Где-нибудь на окраине глубокой ночью на конспиративной квартире с секретной картой очередной операции — да. За столом ветераны внешней разведки.

Вот, например, стильная дама в меховом берете и с ниткой жемчуга на шее. От учительницы на пенсии не отличишь. Тоже шпион. Добывала ценные сведения для СССР в Нью-Йорке.

Прикрытием всех этих людей и занимался Павел Громушкин. Сочинял шпионам легенды и мастерски подделывал документы. Сегодня боевыми заслугами можно похвастаться.

Павел Громушкин, художник, ветеран внешней разведки: "Я сам лично участвовал во всех делах Кузнецова. Его документы проверялись около ста раз и гестапо, и полицией. И ничего не нашли".

На пенсии Павел Громушкин по памяти начал рисовать портреты своих коллег. Набралось больше ста. За нее в свое время дорого заплатили спецслужбы многих стран. Показывать эти лица широкой публике было запрещено.

Елена Косова, ветеран внешней разведки: "Эти две профессии — художник и разведчик — они взаимосвязаны. Приобретается навык наблюдения, запоминания".

Легендарные разведчики рискуя жизнью добывали сведения о разработках атомной бомбы в Америке.

Павел Громушкин, художник, ветеран внешней разведки: "Одна ездила под предлогом лечиться. Однажды ее задержали перед посадкой на поезд. А у них в корзинке была информация, последняя информация о строительстве атомной бомбы".

Разведчиков тогда спешно вывозил из Америки в Европу сам Громушкин. Супруга Павла Георгиевича так и умерла в уверенности, что ее муж мотается по миру в качестве дипломата.

Даже ей он не отрылся. В его памяти еще много лиц, событий и фактов, которые хочется перенести на бумагу. Громушкин мечтает сделать к своему юбилею еще одну выставку. Летом ему исполнится 95.
Источник: НТВ
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой