Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИАфрика — разведчица, променявшая зной на холод

Африка — разведчица, променявшая зной на холод

21 Ноября 2010
Африка — разведчица, променявшая зной на холод

Илона ЕГИАЗАРОВА

Москва. Красная площадь. Едва занимается рассвет. Непривычно безлюдно — и в этом есть какая—то мистика: кажется, сейчас из—за кирпича выплывут тени исторических личностей, оживут и начнут рассказывать тайны прошлого… Но вместо призраков на площади появляется небольшая группка людей, тихонько раскладывает аппаратуру… Красивая седовласая женщина отделяется от компании и с охапкой кроваво—красных гвоздик печально бредет к Кремлевской стене…

Так начинается съемочный день фильма "Патрия" ( "Родина" — в переводе с испанского. — И. Е.). Картина — часть цикла "Поединки", о котором мы уже неоднократно писали. Снимаемая студией "Артель" при содействии Службы внешней разведки и Первого канала, лента приурочена к 90—летию СВР и рассказывает о судьбе легендарной советской разведчицы Африки де Лас Эрас.

Замуж — по заданию Центра

Обычно при работе над байопиками сценаристы—режиссеры жалуются на отсутствие вкусных деталей, подробностей жизни героев. А тут авторам приходилось, обливаясь горючими слезами, сокращаться, ужиматься и жертвовать интереснейшими фактами: хронометраж! Уложиться нужно строго в 2 серии по 52 минуты.

А теперь давайте познакомимся с реальной биографией Африки де Лас Эрас и оценим степень трудностей, стоящих перед съемочной группой.

Родилась эта удивительная женщина в испанском Марокко, наверное, оттого и получила столь знойное имя: в Африке проходил службу ее отец—офицер. Потом переехали в Испанию. Как это часто бывает в военных семьях, девочку — едва той исполнилось 19 — выдали замуж тоже за офицера. Он был франкистом — но до поры до времени Африка не придавала этому никакого значения. Потом у пары родился ребенок, Африка со всей страстностью своей натуры погрузилась в радость материнства. Но малыш умер. И тогда…

Перелом, произошедший в сознании, изменил всю ее судьбу. Несчастная женщина искала выхода эмоциям, не знала, куда приложить нерастраченные силы… Муж метаний не понял — пара развелась. А Африка … записалась во все левые партии… Участвовала в антиправительственных восстаниях, сидела в тюрьме. Потом в Испании разразилась Гражданская война, и Африкита стала яростно бороться против режима Франко. В 1937 году она — как и многие испанские беженцы — попала в Москву. Здесь ей предложили стать разведчицей. 40 лет наша героиня верой и правдой прослужила в советской разведке. А уж какие роли на себя примеряла, какие задания выполняла — от одного перечисления дух захватывает: радистка в партизанском отряде, передававшая в Центр донесения самого Николая Кузнецова; переводчица Троцкого в его мексиканском убежище; владелица модного ателье в одной стране и антикварного салона — в другой плюс попутное участие в операциях, связанных с Карибским кризисом, борьбой против американской атомной программы …

А еще в ее жизни было целых четыре мужа. Последнего — итальянца Джиованни Бертони, разведчика, работавшего под псевдонимом Марко, — ей прислали из Центра, приказали: выходи замуж — и она подчинилась. Марко стал ее начальником и супругом на целых 8 лет!

Испанские страсти

Режиссером фильма выступает Альгис Арлаускас. Помните милого долговязого юношу из советских кинохитов "Берегите женщин" и "Спортлото-82"? Теперь это степенный режиссер, живущий за рубежом.

В том, что именно Арлаускас взялся за экранизацию судьбы "русской испанки", есть личные мотивы:

— Я наполовину баск, — говорит Альгис. — Моя мама — дитя Гражданской войны — была как раз среди тех испанцев, которых приютила Москва. Мама приехала в 37—м, именно в том году, когда Африка де Лас Эрас уже начала работать на советское правительство…

Арлаускас с 90—х живет на родине предков — в Бильбао. О судьбе легендарной разведчицы он, конечно, толком и не слышал.

— В 90—е в Испании появились 2 книги об Африке, но особой популярностью не пользовались, — рассказывает режиссер. — Но когда руководитель студии "Артель" (мой бывший учитель) Александр Иванкин предложил взяться за эту историю — тут же согласился. Во—первых, материал интереснейший с исторической точки зрения. Во—вторых, лично для меня — близкий с эмоциональной, человеческой стороны.

…На Красной площади тем временем уже совсем светло. Седовласая женщина — а это и есть постаревшая Африка (в ее роли Эстрейя Сапатеро) — протягивает кусок разорванной фотографии пожилому мужчине (актер Ману Фуйола). Тот в ответ достает свой обрывок фотографии: снимок воссоединяется, на нем — наши герои, только очень молодые.

— Наш фильм — это еще и история любви, — поясняет продюсер проекта Артем Чащихин—Тоидзе, — мы позволили себе некую вольность и предположили, что Африку и Рамона Меркадера помимо большой дружбы связывала любовь. Вот сейчас как раз снимается эпизод, когда, встретившись друг с другом в 70—е, спустя десятилетия, они соединяют фотоснимок, две половинки которого пронесли через всю свою жизнь…

Наша справка:

Рамон Меркадер — человек, который 20 августа 1940 года на мексиканской вилле зарубил ледорубом Троцкого по заданию Сталина. Меркадер был завербован НКВД в 1937 году при помощи своей матери Марии Каридад, являвшейся агентом советской разведки. За убийство Троцкого Рамон был приговорен мексиканским судом к 20 годам лишения свободы — максимальному наказанию — и полностью отбыл срок заключения. Был освобождён 6 мая 1960 года и доставлен на Кубу, а затем тайно переправлен пароходом в СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Награду получал лично из рук тогдашнего главы КГБ Шелепина. Скончался Меркадер в 1978 году на Кубе — от саркомы. Его прах был перевезён в Москву и погребён на Кунцевском кладбище под именем Рамона Ивановича Лопеса.

В фильме есть намек на то, что Африка де Лас Эрас участвовала в операции по устранению Троцкого: она была информатором, поскольку была приставлена к экс—вождю мирового пролетариата в качестве переводчицы. В мексиканской части фильма, кстати, действуют и такие персонажи, как художники Сикейрос и Фрида Кало….

— Насколько вы позволяете себе домысливать реальные биографии в этом кино? — интересуюсь у режиссера.

— Мы позволяем себе это не от хорошей жизни, — держит ответ Арлаускас. — Африка трудилась на секретной работе 40 лет и оставила множество контактов и связей, которые, по всей видимости, работают и по сей день. И о которых нельзя говорить. Нам доступно, думаю, всего 15—20 процентов информации о ее деятельности, из этих фактов, предоставленных пресс—бюро СВР, мы и выстраиваем документально—игровую историю. 50 процентов в фильме — абсолютная правда, подтверждаемая несколькими источниками, а другие 50 — это наш художественный взгляд на судьбу. Кто—то может обвинить нас в мифотворчестве, но ведь любой значительный персонаж обрастает легендами, домыслами и историями… Любовь Африки и Меркадера не подтверждена документами, но нет и материалов, опровергающих эту связь, — лукаво улыбается Арлаускас. — Оба наших героя в одно и то же время были дружинникам в Испании, оба были красавцы и исповедовали принцип свободной любви. Нам показалось, что намек на романтические отношения, дружбу, которая протянулась через всю жизнь, может стать красивой лирической линией. В конце концов, свою главную задачу мы видим в том, чтобы создать образ живого человека и вызвать к нему симпатию и любовь. Африку должен полюбить зритель, потому что она положила жизнь за идеалы и Россию. Она часто заблуждалась, ошибалась, ее политические взгляды не все готовы сегодня разделить, но она была человеком страстным и честным.

… Эпизод с фотографией отснят. Съемочная группа переезжает на новую точку — и мы следуем за ней.

Корабль по небу плывет

Набережная. У причала — симпатичный кораблик, который киношники тут же переименовывают в "Титаник". Актриса Эстрейя Сапатеро врывается в каюту. Она порывиста, энергична, глаза горят — настоящая испанка.

Гримеры удаляют седину с ее волос, с кожи счищают специально сделанные морщинки — и… о чудо! — перед нами красивая молодая женщина! Эстрейе сейчас предстоит играть эпизод из 40—х годов. Вот такой стремительный тридцатилетний "перелет" — всего за один день.

— Эстрейя Сапатеро в 90-е годы была одной из самых известных актрис в Испании, — рассказывает Альгис Арлаускас. — Потом отошла от дел — родила ребенка, занималась семьей, а теперь возвращается на экран. Когда мы снимали в городках Испании — ее повсюду узнавали. Мы надеемся, что роль Африки станет ее возвращением на большой экран. Почему я так говорю? Потому что не теряю надежды, что проект заинтересует испанских дистрибьюторов…

Помимо Сапатеро в фильме снимаются и другие испанские актеры:

— Большинство из них — молодые, неизвестные, — продолжает режиссер. Я преподаю в Испании в актерской школе — вот ее воспитанники и были приглашены в проект. Но есть в фильме и звезды, например, Асупта Серна — актриса, я бы сказал, эпическая, известная всем в Испании, снимавшаяся в фильмах Альмодовара, Карлоса Сауры, Бардема… Она играет Каридад Меркадер — мать убийцы Троцкого.

Этот персонаж проходит через весь фильм, и мы счастливы, что актриса такого уровня согласилась участвовать в ленте. А вот самого Рамона Меркадера сыграл Ману Фуйола — восходящая звезда Испании, который в последние годы стал весьма знаменит благодаря качественным телесериалам. Все зарубежье — Уругвай, Мексику — мы снимали на родине басков, в Бильбао, — говорит режиссер.

Интересная деталь: Троцкого тоже сыграл испанский актер. А вот роль жены Троцкого Наталью Седову воплотила супруга Арлаускаса Марина Шиманская (зритель помнит ее по роли сердитого капитана в фильме "Берегите женщин").

… Эстрейя загримирована, одета в платье и плащ по моде 40—х, на голове у нее — корзиночка из собственных волос… Она отважно выходит на палубу. Здесь уже раскинулась массовка. Парни—девушки с крем-содой и пирожными в руках — кораблик—то прогулочный! — изображают счастье. Африка же здесь по работе — ей предстоит встретиться с начальником 4—го управления НКВД Павлом Судоплатовым. Тот передаст ей обрывок секретной шифрограммы о том, что Меркадер за убийство Троцкого посажен в тюрьму. Эстрейя берет из рук молодого бровастого актера белую бумажку, впивается в нее глазами и едва заметным жестом смахивает слезу… Эту сцену будут снимать целых полтора часа.

По Москве—реке плывут бутылки и пакеты. Небо — синее, высокое, с перистыми облаками, которые то и дело "перекрываются" столичным пейзажем — то памятник кривоногого Петра мелькнет, то Кремлевская стена, то кондитерская фабрика "Красный Октябрь"… В перерывах между дублями на замерзающую Эстрейю накидывают сразу две куртки. Актер же играющий роль Судоплатова — Алексей Потапкин, мужественно остается в белом летнем кителе…

Наконец Арлаускас доволен качеством дубля. Можно пообщаться и с Эстрейей.

Самое трудное — убить предателя

— Для меня это трудная роль, требующая эмоциональной отдачи, — признается актриса, — играю исторический персонаж, женщину с тяжелой судьбой. Но эта история и очень современная, ясная. Я хорошо понимаю свою героиню. Она много чего поставила на кон ради идеалов — и эти идеалы, однажды выбранные в юности, не менялись на протяжении всей жизни. Я разделяю ее страстную увлеченность, потому что это честные и правильные идеалы.

— Говорят, что Африка все время мерзла в России, ей дарили шубы, а ее шеф (по партизанскому отряду) Николай Кузнецов, по легендам, однажды преподнес шаль… Как вы думаете, почему знойная женщина все—таки выбрала своей второй родиной холодную страну?

— Россия была логичной точкой для героини, потому что она шаг за шагом становилась воином, бойцом и приближалась к вашей стране — оплоту всего, во что Африка верила. В России Африка готова была умереть. А холод… Главное, чтобы жарко было в душе.

— Какое на вас произвела впечатление Россия, Москва?

— Я впервые здесь и мало что видела. Но предрассветная Красная площадь – это что-то невероятное! Мне нравится российская команда, скорость работы. А больше всего мне понравилось работать в лесу! (Съемки сцен с партизанской деятельностью Африки велись в Мытищах. Там были выстроены декорации землянок, которые так впечатлили актрису. — И. Е.)

— А что было самым трудным в работе над ролью?

— Трудно было в одной сцене убить предателя. Самой же пронзительной сценой стало спасение Африкой ребенка, у которого погибли родители—евреи, наши герои говорят на разных языках, Африка поет колыбельную на каталонском — и малыш ее понимает!

— Вы сознательно не называете эпизоды с антикварным салоном и модным ателье, в которых Африка работала под прикрытием. Неужели столь эффектные для зрителя кадры совсем не запомнились?

— Да, по роли мою героиню нужно было красиво одевать, причесывать, потребовались аксессуары высокого уровня — Африка же питала страсть к украшениям… В Испании мы снимали эти сцены, находя элегантные и отважные решения. Но вы правы, гораздо более важными и по—актерски интересными для меня были другие сцены. Своей удачей считаю эпизод, когда Африка в Мексике волочит раненого Шелдона (Роберт Шелдон Харт — телохранитель Троцкого, по слухам, тоже завербованный НКВД. — И. Е.). Мало того, что я тащила на себе не самого хилого актера, я еще в этой сцене отстреливалась и говорила по—русски!

— Африку всегда окружало много мужчин, с которыми она заводила романы: то по долгу службы, то по зову сердца. А вы играете в фильме любовь к кому?

— По фильму главная любовь моей Африки — это Рамон Меркадер. Война и ситуация в мире разрушила эти отношения. Но с другой стороны, придали им страсть — постоянные разлуки все—таки подогревают чувства. В мирное время эта любовь никогда бы не привела к семейной жизни. Потому что единственное, ради чего Африка могла пойти на компромисс, — это были ее идеалы, но она никогда не поступилась бы ничем ради мужчины.

— Да, наша героиня была счастлива в борьбе, — поддерживает актрису Альгис Арлаускас, — но ее нельзя назвать подлинно счастливым человеком. Она умерла за год до падения Берлинской стены и не видела развала Советского Союза, и все же к концу своей жизни понимала, что многое из того, к чему она стремилась, не сработало и было ошибочно. Прибавьте потерю первой родины и необретение второй… Это трагедия, которую пережила моя мать и которую я сам остро чувствую: люди нигде до конца себя не чувствуют своими. Для меня наш фильм — драма красивой женщины. Ее последний брак… Одни считают его счастливым, другие — нет… Мы в фильме покажем: для окружающих это была иллюзия настоящей семьи, но когда Африка и Марко оставались наедине… Они были оба сильными личностями и так и не сумели найти полного взаимопонимания; подстраивались друг под друга — потому что так было нужно… Африка начала бороться с фашизмом на баррикадах Испании совсем юной и продолжала нести свою личную тему, где бы ни находилась: с партизанами в отряде Кузнецова, потом во времена Карибского кризиса, далее в Уругвае — в борьбе против американской атомной программы, — все для нее было под соусом борьбы с фашизмом и империализмом. Семья в этой борьбе была сбоку.

— Мне кажется, что история советской разведчицы Африки де Лас Эрас будет понятна зрителю любой страны. Искренне надеюсь на международную судьбу этого кинопроекта, — подводит итог руководитель пресс—бюро СВР Сергей Иванов.

Смотрите фильм "Патрия" из цикла "Поединки" на Первом канале в декабре — в дни празднования 90—летия Службы внешней разведки.

На съемочной площадке побывала Илона Егиазарова

Фото Юрия Самолыго и кадры из фильма 

Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой