Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИВыступление Директора СВР России на Совете руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ (17.05.2018 г.)

Выступление Директора СВР России на Совете руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ (17.05.2018 г.)

18 Мая 2018
Уважаемые коллеги, друзья!

Наша встреча проходит в исторически важный и ответственный период. На наших с вами глазах решается, каким быть глобальному миропорядку. И от того, насколько верно мы поймем суть стоящих перед нами вызовов и как именно мы на них ответим, зависит - не побоюсь этих слов - судьба многих грядущих поколений.
Мир стремительно и качественно меняется. Эпоха однополярной, точнее американоцентричной, глобализации все дальше уходит в прошлое. На международной арене все отчетливее проступают контуры подлинно полицентричного мироустройства. Процесс этот трудный, растянутый во времени. Он еще далек от завершения, но не видеть его поступательного развития - значит закрывать глаза на реальность. Для спецслужб, которые мы с вами представляем, это просто непрофессионально и непростительно, но главное - это опасно с точки зрения защиты интересов государства и общества.
К сожалению, прежние так называемые хозяева мира не хотят признавать очевидные вещи и отказываться от приобретенной после распада СССР привычки безапелляционно диктовать всему остальному миру свою волю. Сегодня США и в целом Запад не желают и боятся исторических перемен. Движимые этим страхом, они ведут себя все более агрессивно, импульсивно и провокационно. Как следствие, допускают все больше ошибок, разрушая остатки во многом ими же созданной системы международного права. Ярким примером тому является решение Вашингтона о признании Иерусалима столицей Израиля - вопреки резолюциям ООН и без оглядки на многолетние коллективные попытки наладить мирный диалог между сторонами палестино-израильского конфликта. Открытие в Иерусалиме американского посольства уже привело к гибели десятков человек, и по мере неизбежной эскалации насилия жертв, вероятно, будет еще больше.
В ходе нашей встречи мы будем говорить о способах противодействия международному терроризму - пожалуй, одному из самых опасных вызовов 21-го столетия. Хотел бы подчеркнуть, что корни этого зла также лежат в гегемонистской, неоколониальной политике западных держав во главе с США. Они разрушают традиционный социально-политический уклад других стран и народов, прежде всего за счет пропагандистско-идеологической экспансии, а в последнее время все чаще - путем применения грубой силы. В таких охваченных гражданской войной обществах создается питательная почва для террористических и экстремистских движений. При этом Запад демонстрирует поистине макиавеллистский подход к борьбе с этим явлением, упорно продолжая делить террористов на "плохих" и "хороших", "чужих" и "своих", используя и тех и других в своих геополитических интересах.
Неудивительно, что в этой ситуации мировому сообществу до сих пор не удается прийти к единому международно-правовому определению терроризма. Однако, что интересно: в большинстве национальных законодательств, в том числе в законодательстве США и Великобритании, терроризм определяется - цитирую почти дословно - как политически мотивированное устрашающее насилие в отношении гражданского населения, направленное на то, чтобы определенным образом повлиять на решения органов государственной власти. Но ведь примеры подобного, так сказать, террористического подхода мы можем почти ежедневно наблюдать во внешней политике самого Запада! Взять хотя бы последнюю гротескную провокацию с так называемым делом Скрипалей или постановочную химическую атаку в сирийской Думе. Думаю, все присутствующие хорошо понимают закулисную подоплеку этих событий и прекрасно отдают себе отчет в том, что нечто подобное может повториться в будущем.
Вашингтон и его западные сателлиты систематически предпринимают попытки дестабилизировать ситуацию во всех остальных регионах мира, с тем чтобы не допустить укрепления там альтернативных центров силы. Сеют повсюду хаос в надежде остаться единственным "островком стабильности" в меняющемся мире. Так, сегодня уже вполне очевидно, что США по-настоящему не заинтересованы в установлении долгосрочного мира и стабильности на Большом Ближнем Востоке. Об этом недвусмысленно свидетельствуют их уси-лия по подрыву успешного Астанинского формата сирийского урегулирования или, например, стремление спроецировать деструктивный потенциал тергруппировки ИГИЛ на Афганистан с перспективой распространения идеологии псевдохалифата на Центральную Азию, Закавказье и мусульманские регионы России.
В последнее время наблюдаются все более настойчивые дипломатические и военные шаги американцев и их ближайших ближневосточных сателлитов по смене режима в Иране. Выход Вашингтона из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе не только подрывает политику нераспространения, но и в корне дискредитирует сам принцип урегулирования кризисов путем переговоров. Эскалация напряженности вокруг этой мощной региональной державы будет иметь самые серьезные последствия для архитектуры безопасности во всей Евразии, в том числе для "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве. Много ли после этого стоят любые договоренности с Вашингтоном, если он так легко от них отказывается?!
США откровенно терроризируют геополитических конкурентов волюнтаристскими санкциями, которые по сути являются актами экономической агрессии против суверенных государств. Ненормальным и даже опасным является, на мой взгляд, также положение, при котором США продолжают оставаться держателем основной мировой резервной валюты, имея гигантский государственный долг и структурные финансово-экономические проблемы, вскрытые кризисом 2008-го года.
В числе главных задач атлантического блока во главе с США в рамках усилий по недопущению формирования по-настоящему многополярного мира - срыв интеграционных проектов на постсоветстком пространстве, таких как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Вашингтон и европейские столицы не прекращают вмешательство во внутренние дела наших государств. Ставка делается на создание предпосылок к ослаблению, а в перспективе и демонтажу действующих национальных систем государственного устройства.
Чем дольше перечисляешь акты устрашения, к которым прибегают США во взаимоотношениях со остальным миром, тем больше убеждаешься в том, что это - признаки болезни некогда мощной империи. И этот страдающий недугом организм может утянуть за собой в "воронку истории" еще многих - и врагов, и друзей, и "сочувствующих". Поэтому как никогда важно совместными усилиями предотвратить деградацию системы международных отношений, сделать все, чтобы остановить скатывание мира к хаосу и конфронтации. Попутно необходимо совершенствовать инструментарий взаимодействия между странами, с тем чтобы он в большей степени соответствовал де-факто сложившейся многополярной архитектуре.
Нам выпало жить и работать в опасное и одновременно переломное, я бы сказал, "осевое" время. Уверен, будущее за многополярностью, в рамках которой "единая Евразия" играет роль одного из важнейших центров силы.
Спасибо за внимание!

 
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой