Служба внешней разведки Российской ФедерацииПубликацииПубликации в СМИЗоя Воскресенская: любовь и разведка

Зоя Воскресенская: любовь и разведка

21 Августа 2012
Зоя Воскресенская: любовь и разведка
Илона ЕГИАЗАРОВА

Крутицкое подворье. Невероятной красоты церковь, мостовая, стены с арками – ХVII век!
И тут же — деревянные лотки с капустой-морковкой, прилавок с газировкой, точильный станок, с которым раньше ходили уличные ремесленники, зазывая: «Точу ножи-ножницы»… Люди вокруг – кто в картузах, кто в элегантных шляпках и пальто. Навстречу идет бородатый мужик в белом фартуке – на плечах здоровенная бочка. «Винца хотите?» — хитро подмигивает.
Это съемочная площадка фильма «Зоя Воскресенская» из телевизионного проекта Александра Иванкина «Поединки». Помните рассказ о Ленине «Сердце матери»? (Если, конечно, помните.) Его как раз написала Зоя Ивановна. Так вот: известная писательница Воскресенская на самом деле была советской разведчицей. Ее жизнь вместила такое количество событий, авантюр, приключений и даже подвигов, что снять о ней фильм следовало бы давно. Да нельзя было: гриф секретности!
Однако два года назад Служба внешней разведки отмечала свое 90-летие. К этой дате СВР России решила частично рассекретить досье десяти видных разведчиков и снять по ним сериал, уделив каждому по два часа экранного времени. Девять фильмов из цикла Первый канал уже показал. Завершает эпопею фильм «Две жизни полковника Рыбкиной», эфир которого состоится 25 августа на Первом.
Цыганка счастье нагадала
На роль Воскресенской пригласили сразу двух актрис. Зою в молодости играет красавица Юлия Галкина. Пожилую Воскресенскую - не менее красивая женщина Людмила Чурсина. На съемочной площадке обе.
— Мы сели рядом с Людмилой Алексеевной у зеркала, пристально посмотрели друг на друга – и… рассмеялись, — рассказывает Юлия. – Так оказались похожи! Поражена тем, как эта легендарная актриса отнеслась ко мне – молодой. Поскольку я раньше начала сниматься в фильме – Чурсина выспрашивала меня, какие характерные жесты я делала, как ходила – чтобы все это повторить… Юлию зовут на съемочную площадку. Подле нее кружит цыганка, бьет в бубен…

— В нашем фильме есть элементы мистики, - объясняет продюсер Артем Чащихин-Тоидзе.  - Одна и та же цыганка дважды предскажет героине ее судьбу. В первый раз – в 1939 году, а во второй раз в 1969-м. Многие цыгане в нашем фильме, между прочим, настоящие, а некоторые из них актёры театра «Ромэн», — добавляет Артем. У нас на проекте все настоящее. Заграницу снимали в Чехии, иностранцев играли зарубежные актеры, а московская квартира Воскресенской – почти точная копия реальной…
— Я вообще всячески сдерживал сценаристку Марию Арбатову от придумывания «всяких красивостей», — подключается режиссер-постановщик Леонид Белозорович, - жизнь Воскресенской и так полна совершенно необычных событий. Нет нужды что-то еще выдумывать…
Что же было в этой жизни?
…Май 1941 года, бал в Москве, который дает посол Германии в СССР Вернер фон Шуленбург. Появляется очаровательная женщина в потрясающем платье со шлейфом. «Мадам Ярцева, Всесоюзное общество культурных связей с заграницей», — представляют ее послу. Фон Шуленбург теряет голову, приглашает ее на тур вальса. А через несколько часов таинственная мадам Ярцева (она же Зоя Воскресенская) доложит на Лубянке: германское посольство готовится к эвакуации, со стен снимают картины, пакуются чемоданы. Очевидно, что немцы в ближайшее время начнут войну…
Потом будет работа в Швеции, Финляндии, где Зоя будет выдавать себя за баронессу, и все станут восторгаться тонкостью ее манер, элегантностью нарядов, и никто никогда не догадается, что эта шикарная женщина родилась… под Тулой, в семье железнодорожника, с 14 лет работала, пару лет – в колонии для малолетних преступников…
Ее жизнь, конечно, и сегодня таит много загадок. Но анализируя рассекреченное, взвешивая сделанное, невозможно не отметить ее работу во время войны. Вместе со своим мужем — разведчиком Борисом Рыбкиным - Воскресенская, находясь в Европе, наблюдала за германским военным транзитом, создавала агентурные группы, занималась антифашистской пропагандой, помогала советскому послу Александре Коллонтай проводить секретные переговоры о невтягивании Швеции в войну, сотрудничала со знаменитой «Красной капеллой». Неоспоримо, что во многом благодаря работе этого семейного дуэта Швеция до конца войны осталась нейтральной, а Финляндия в 1944 году вышла из гитлеровской коалиции…
Дослужившись до звания полковника внешней разведки, Воскресенская и после войны была при деле: в 50-е по заданию Берии зондировала почву о возможном объединении Германии. И тут умирает Сталин, Берию арестовывают! Начинается чистка в рядах старых чекистов. Вскоре Воскресенскую уволят с должности начальника отдела и отправят работать в Воркуту начальником спецотдела лагеря. По сути - это была ссылка. Впрочем, ей еще дали возможность доработать до пенсии – остальным не дали. А в 1955-м Зоя Ивановна вышла в отставку. Решила заняться литературной деятельностью. Так она и стала детской писательницей…
Такая вот биография…
Про «Опель» внукам расскажу!
Юлии Галкиной посчастливилось играть Воскресенскую и в 16 Зоиных лет, и в 50.
— Мне делали сложный грим, — делится Юлия Галкина, — клеили силиконовые морщины. Но я на любые мучения готова была ради того, чтобы сыграть такой характер, такую судьбу.
— Юля, а как вы попали в этот проект, как вживались в роль?
— Мне позвонили с Первого канала, пригласили на пробы. Пришла, и тут такая смешная сценка разыгралась! Майя Тоидзе – генеральный продюсер цикла о разведчиках, пристально глядя в глаза, надвигаясь, просто выстреливала в меня каждой фразой: «Хочешь сыграть разведчицу, которая предсказала начало войны, выдавала себя за баронессу, работала в Европе, была соратницей Коллонтай и…» Я, не дослушав, завопила: «Хочу-у-у!».
Сценарий прочитала залпом – и чуть с ума не сошла: никогда не подозревала, что детская писательница была разведчицей! Завидую ее судьбе бешено! И играю, по-моему, так страстно, что… даже пугаю режиссера. Он мне постоянно твердит: «Юлия, поскупее, посдержаннее!» А из меня темперамент так и прет! Я прочитала все, что написано о Зое Ивановне, два дня провела в пресс-бюро СВР - в обсуждении деталей образа. У нас на проекте работает консультант, который лично знал Воскресенскую, — я его замучила расспросами: как ходила, как смеялась… Говорят, у нас есть портретное сходство.
— Какой главный миф о разведке вы развенчали, снимаясь в проекте?
— Истинные разведчики — не Джеймсы Бонды! Они не стреляют, не демонстрируют приемы рукопашного боя, а думают и анализируют. Во многом это даже скучная работа. Но в случае с Воскресенской адреналина хватало! У нее, конечно, был стальной мужской характер, но и истинной женщиной ей удалось побывать. Ужасна рада, что по сценарию у меня 10 переодеваний, мне приходится носить меха, драгоценности, шляпки, танцевать вальсы и блистать в великосветском обществе — всему этому меня научили в Школе-студии МХАТ. А на съемках в Чехии мне удалось даже сесть за руль «Опеля» 20-х годов! Это был потрясающий ретромобиль – и на полном ходу! Внукам буду рассказывать об этих съемках!
— Что вы поняли про свою героиню? Какова ее главная черта?
— Она была человеком железной воли. Одно я не могла для себя прояснить: столько моя героиня отдала своей родине, а ее мать едва не погибла от голода – Зоя пересылала ей из Европы деньги, а их хватало на мешок картошки… И ни злости, ни разочарования, ни обиды на власть у Воскресенской не было, даже после того, как ее фактически устранили из органов… Не понимала, пока не поговорила с руководителем пресс-бюро Сергеем Ивановым. Он мне и объяснил, что это были особенные люди, фанатичные патриоты, борцы за идею – и мерить их нашим сегодняшним менталитетом нельзя…
Любовь железной Зои
Женщины в разведке… Тема пикантная, щекотливая. Виной всему – легенды о Матта Хари, которая выуживала шпионские секреты, в том числе и из постелей своих высокопоставленных любовников.
…Зоя Воскресенская была красивой женщиной. Она могла кружить головы, влюблять в себя. Но не больше.
Автору этих заметок посчастливилось брать интервью у сына Воскресенской Алексея Рыбкина, который недавно ушел из жизни. Он рассказал об удивительных вещах:
— Как-то Зоя Ивановна получила задание стать любовницей прогермански настроенного швейцарского генерала, который служил в Генштабе. С его помощью нужно было выведать намерения Германии в отношении Швейцарии и Франции. Мама ответила руководству: «Задание выполню, но после этого застрелюсь!» И задание отменили, потому что знали: как сказала — так и сделает…
Но однажды сердце железной женщины не выдержало – она полюбила! Нет, речь не о первом муже, отце ее старшего сына. Речь – о втором – разведчике Борисе Рыбкине.
— Я видела фотографии этого мужчины, — делится своими впечатлениями актриса Галкина. Он был маленьким мужичком с типично еврейской внешностью. Но я поняла, чем он покорил сердце Зои, – тем, что был сильнее ее. Тем, что только рядом с ним она хоть иногда могла почувствовать себя слабой женщиной.
Счастье длилось недолго. В 1947 году Воскресенская вместе с мужем отправилась в первый свой послевоенный отпуск в Карловы Вары. Неожиданно Рыбкина срочно отозвали в Прагу, он уехал. Больше они не виделись.
Что произошло? Можно только гадать. Официальная версия – автокатастрофа, но говорят, когда Зоя Ивановна увидела мужа в гробу, своим оперативным наметанным взглядом узрела следы от пулевого ранения. Воскресенская пробовала инициировать собственное расследование, но ей дали понять, что до правды она не доберется никогда…
— Меня потрясла история любви моей героини, — восхищается Юлия Галкина. — Представляете, она на протяжении 30 лет после смерти Рыбкина писала ему письма! И замуж больше не вышла…

У самой актрисы, к счастью, в личной жизни все хорошо: Юлия недавно создала семью, родила сынишку.
— Мишенька ждал меня из чешских командировок. Чтобы малыш не забыл мое лицо, муж соорудил огромный плакат, на который наклеил мои фотографии!.. Так и пережили эти съемки, но я ни о чем не жалею. Потому что прикоснуться к такой биографии – великое счастье!
Послесловие
Зоя Воскресенская умерла в 1992 году.
Все, что происходило тогда в разваливающейся стране, усугубило болезнь Зои Ивановны. Поначалу она еще кипятилась, спорила, доказывала, например, своей домработнице-демократке, что Ельцин страну до добра не доведет. А потом просто сломалась. Был такой момент, Воскресенская уже не вставала с постели. И тут в прессе стали раздувать миф о Троцком. Что он-де настоящий революционер и было бы хорошо его реабилитировать. Зоя Ивановна тогда сказала сыну: «Если его реабилитируют, я покончу с собой». Она была человеком высоких принципов: жить в беспринципное время в беспринципной стране не смогла.
Алексей Рыбкин вспоминал, что видел маму плачущей всего один раз в жизни: как-то он привез ей из Парижа флакончик духов «Нюи де Пари», тех, что ей всегда дарил любимый муж – и она разрыдалась…
Незадолго до смерти ей сделали операцию, врачи сказали: «Будете все время лежать!» Она возмутилась: «Как же я лежа курить буду?» — «А вы бросайте», — ответили ей. И что вы думаете? Эта железная женщина, которая курила 30 лет подряд по три пачки в день, бросила! И больше к сигаретам не прикасалась.
Когда она умерла, к сыну тотчас приехали сотрудники органов — изымать ее архивы, думали, не оставила ли она чего сверхсекретного. Но осталась всего лишь тонюсенькая биографическая книга «Теперь я могу сказать правду» — в которой, конечно, не уместилась вся правда. Главные секреты Зоя Ивановна унесла с собой.

 
Поделиться ссылкой
Поделиться ссылкой